Проект Observatorium возник как исследование способов инструментализации образов и конструирования фактичности в глобальных коммуникационных сетях. В центре внимания художников – формирование реальности с помощью массового производства образов, техник интерпретации и наблюдения. В пограничной области между документальностью и спектаклем проявляет себя характерное для когнитивного капитализма напряжение между непрестанно растущими массивами данных о мире и возможностями привычных схем, определяющих наше восприятие в повседневной жизни. Так получают распространение различные «теории заговора», предлагающие простые, на первый взгляд, ответы на вызовы сложного и изменчивого пространства информационных потоков.


Конспирологический взгляд стремится разглядеть в круговерти коммуникаций очертания скрытых, но доступных пониманию структур власти, превращая энергию ожидания в форму, озаряющую повседневный опыт конспиролога отблеском тотальности воображаемого миропорядка. Теории заговора имеют двойственную природу, являясь и массовыми продуктами и элементами субъективной реальности, которая даже в самых заурядных словах, образах, объектах, наполняющих жизненный мир, позволяет видеть следы действия сил глобального, а подчас и вселенского масштаба. И только одна маленькая черта отделяет конспирологию от художественной практики – это презумпция раскрываемости тайн мироздания.


Проект Observatorium построен вокруг фигуры наблюдателя, ведущего поиск подтверждений для создаваемой им теории заговора. Природа и цели, а также возможные сценарии заговорщицкой активности остаются неясными для наблюдателя, который уверен лишь в том, что сталкивается с ее проявлениями почти на каждом шагу. Да и сам наблюдающий субъект остается невидимым, как будто растворяясь в атмосфере; остается только предполагать, что он принадлежит множеству форм жизни, порожденных адаптацией «подпольного человека» к цифровым коммуникационным средам. Observatorium – это наблюдательный пункт, пространство, в котором вел свое засекреченное расследование неизвестный наблюдатель. Подобно лирическому герою стихотворения, он предоставляет возможность увидеть мир его глазами, вступить в диалог с неизвестным от его лица. В этой ситуации художники видят свою задачу в том, чтобы, открыв для посещения рабочий кабинет (лабораторию? жилище? дом-музей?) анонимного исследователя, познакомить публику с материалами и неоднозначными результатами его наблюдений.


Стас Шурипа, Аня Титова

The Observatorium project results from a research of methods of instrumentalisation of images and construction of factuality in global communication networks. The artists are focused on the transformations of the reality through the mass production of images and techniques of observation and interpretation. On the borderline between the documentary and the spectacle, manifests itself the tension characteristic of cognitive capitalism between the incessantly growing amounts of data and capacities of the habitual schemes that are determine our perception of everyday life. This tension nurtures various “conspiracy theories”, which are offering simple, at the first glance, answers to the challenges of a complex and mutable space of information flows.


Through the whirlwinds of communications, the conspirological gaze tries to discern the outlines of the power structures that would be both concealed and intelligible. This search turns the energy of expectation into the form that illuminates the conspirologist’s experience by reflections of the totality of the imagined world order. Being both mass products and elements of subjective reality, conspiracy theories have a dual nature which allows one to see the traces of forces of global and sometimes cosmic scale even behind most ordinary words, images, or objects that make up our living worlds. And only one thin line separates the conspiracy from artistic practice; it is the presumption of solvability of the secrets of the universe.


The Observatorium project evolves around the figure of an observer who conducted a search for proofs of his own “conspiracy theory”. Nature, purpose, and possible scenarios of the conspiratorial activity remain unclear for an observer nonetheless, he believes that he faces its manifestations almost at every step. The observer remains invisible, as if dissolved into the atmosphere; one can only assume that he belongs to the forms of life generated by an adaptation of an “underground man” to the digital communications environments. Observatorium itself is a vantage point, a space that have been used by unknown observer to conduct a secret investigation. Similarly to the figure of lyrical hero in a poem, he allows to see the world through his eyes, to enter in a dialogue with the unknown. The artists see their task as opening of the anonymous researcher’s parlor (a laboratory? a shelter? a house-museum?) to acquaint public with the materials and the ambiguous results of his research.


Stas Shuripa, Anya Titova